Наше родное

24 мая – День славянской письменности и культуры.

«С крещения Руси начинается история русской культуры», — утверждает академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Безусловно, культура в широком смысле этого слова восходит к более древним временам существования славянской нации. Однако свои характерные черты восточнославянская культура приобрела только тогда, когда христианство сменило собой язычество. 

Христианская Церковь становится просветительницей новокрещённого государства и в этом её поддерживает великокняжеская власть. Летописец сравнивает князя Владимира с пахарем, который «распахал сердца людей, просветив их крещением», а его сына Ярослава с сеятелем, который «засеял их книжными словесами».

Тридцатипятилетнее княжение Ярослава Мудрого справедливо расценивается историками, как редкий в истории пример христианского культурного развития государства. Необычайный культурный расцвет виден уже по строительству Софийского собора в Киеве. Этот поразительной красоты храм, по отзывам современников, считался одним из самых прекрасных и богатых в Европе. Он и до сих пор является центральным архитектурным сооружением в городе. Аналогичные соборы строятся в Полоцке, Великом Новгороде, Чернигове, Владимире… Повсюду на Руси возникают храмы, равных которым не было в соседних государствах.

Вместе со строительством храмов развивались и другие стороны древнерусского искусства. Церковные писцы, зодчие, иконописцы приезжали из Византии и других стран и передавали секреты мастерства русским. Вскоре русские мастера уже самостоятельно воздвигали храмы, писали фрески и иконы, которые приводили в восхищение иностранцев и вошли в золотой фонд мировой культуры. 

Киев времён Ярослава считался культурным центром Европы. При Софийском соборе Ярослав открыл доступную всем библиотеку. Западные государи считали за честь породниться с великокняжеской фамилией. Дети Ярослава Мудрого поражали порой высшую европейскую знать своей образованностью и культурой.

Так, например, король Франции Генрих I в 1048 г. выслал в Киев посольство, чтобы просить руки его дочери Анны Ярославны. Согласившись на брак и приехав во Францию, княжна Анна поразила всех своей образованностью, тогда как сам король едва умел подписывать своё имя. Славянское Евангелие, которое привезла с собой русская княжна и на котором она приносила клятву верности, стало национальной святыней Франции. На нём, в течение многих столетий клялись французские императоры. После смерти Генриха королева Анна долго управляла страной во время малолетства своего сына Филиппа.

Просветительская деятельность Ярослава простиралась не только на столицу, но и на всю Русь. Ярослав не только строил соборы и монастыри, но, заботясь о народном образовании, открывал при них школы. 

Таким образом, первые древнерусские книжники, художники, иконописцы прошли выучку в монастырских кельях. Монахами же в основном являлись и те, кто создавал замечательные летописные своды, разного рода светские и церковные сочинения, поучительные беседы и философские трактаты.

Именно в монастырях была заложена основа того, что теперь является русской национальной культурой.

Подготовила Анастасия Мухина

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №6 (197)