ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ

="Версия
Главная > ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ > О Православии > Церковь > Церковь и наука >

Лучше верить!

 

19 июня исполняется 395 лет со дня рождения Блеза Паскаля (1623 г.)

Французский математик, физик и философ Блез Паскаль стал одним из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии. Он изобрёл счётную машину. В честь него названа единица измерения давления и один из языков программирования.

Блез ПаскальПаскаль постоянно и глубоко    размышлял над проблемами религии и взаимоотношениями Бога и человека. Его рассуждения можно найти в книге «Мысли о религии и других предметах», или просто «Мысли», изданной по рукописям учёного после его смерти. Книга эта по праву признана одним из высших достижений философии. Написана она живым языком, а поднятые проблемы настолько актуальны, что появляется чувство уверенности в том, что автор строк – наш современник!

Люди и их цели.

Всех  людей  Паскаль условно делил на три категории. К первой он относил тех, кто обрёл Бога и служит Ему. Ко второй – тех, кто ещё не обрёл Бога, но ищет Его. К третьей же – тех, которые существуют, не обретя Бога и не утруждая себя поисками. Первые, по мнению учёного, разумны и счастливы, третьи – безумны и несчастны, а те, что посередине, – разумны, но пока несчастны.

«Все люди стремятся к счастью, – пишет Блез Паскаль, – из этого правила нет исключений: способы у всех разные, но цель одна. <…> Все жалуются на свой удел – владыки и подданные, вельможи и простолюдины, старые и молодые, сильные и немощные, учёные и невежды, здоровые и болящие, чем бы эти люди ни занимались, где бы, когда бы и сколько бы лет ни жили на свете. Столь длительные, упорные и всегда напрасные старания должны были бы убедить нас в тщетности наших потуг собственными усилиями обрести счастье, но пример нам не наука. Даже в самых сходных случаях непременно сыщется пусть маленькое, но отличие, и оното внушает нам надежду, что уж на сей раз мы стараемся не зря. И вот, постоянно недовольные настоящим, обманутые в ожиданиях, мы идём от несчастья к несчастью и приходим к смерти – вековечному венцу любой жизни. Но разве это алкание и это бессилие не вопиют о том, что некогда человеку было дано истинное счастье, а теперь на память об этом ему оставлена пустая скорлупа, которую он пытается заполнить всем, до чего способен дотянуться, и, не находя радости в уже добытом, ищет новой добычи, и всё без проку, ибо бесконечную пустоту может заполнить лишь нечто бесконечное и неизменное, то есть Господь Бог».

Люди и развлечения.

«Некое безотчётное чувство толкает человека на поиски мирских дел и развлечений, – отмечает Блез Паскаль, – и происходит это потому, что он непрерывно ощущает горестность своего бытия; меж тем другое безотчётное чувство – наследие, доставшееся от нашей первоначальной непорочной природы, - подсказывает, что счастье не в житейском водовороте, а в покое, и столкновение столь противоречивых чувств рождает в каждом из нас смутное, неосознанное желание искать бури во имя покоя, равно как и надежду на то, что, победив ещё какие-то трудности, мы ощутим полное довольство, и перед нами откроется путь к душевному умиротворению».

«Если я не знаю основ нравственности,  наука об окружающем мире не принесёт мне утешения в дни горестных испытаний, а вот основы нравственности утешают и при полном незнании наук о предметах окружающего мира». Блез Паскаль.

Развлечение, по мысли Паскаля, «уводит нас от мыслей о себе и тем самым незаметно толкает к гибели. Лишённые развлечений, мы ощутили бы такую томительную тоску, что попытались бы исцелить её средством, чьё действие не столь преходяще. Но развлечение тешит нас, и мы, сами того не замечая, спешим навстречу смерти».

Пари Паскаля.

В книгу «Мысли» вошло так называемое пари Паскаля, где учёный при помощи матема- тической вероятности доказал необходимость веры в Бога.
 
Допустим, верующий человек ошибся. Что же он потерял? Ничего. Он жил, подобно прочим людям, ел, пил, работал, отдыхал. Он только старался соблюдать нравственный закон, за что его, возможно, уважали окружающие. Потом он умер, и – всё. Это в случае, если он ошибся.

Но что будет, если он не ошибся? Тогда его ожидает слава, Царство, содружество Ангелов, знакомство с лучшими людьми мира, лицезрение Христа, ликование, мир души.

Теперь взглянем на человека неверующего. Что выиграл он, проведя в жизнь последовательно своё мировоззрение? Он не мучил себя постами и посещением долгих служб. На грехи, совершённые плотью, смотрел как на закон природы. Он не хотел смиряться перед Богом, более того, хотел гордиться славным именем человека. Смиряться приходилось перед начальниками и перед обстоятельствами жизни. Но пожил он в своё удовольствие. Правда, и оно, удовольствие, было изменчивым. Болезни и возраст, несовпадение желаемого и действительного, бытовые конфликты отравили большую часть возможного счастья. И вот теперь он умер, чтобы исчезнуть. Как же он удивится, когда исчезновение убежит от него, а краски мира, наоборот, станут ярче! Что он выиграл бы, исчезнув? Ничего.

А вот потери (в случае, если он не прав) окажутся большими, чем возможно вынести. Так и сказано: «Будет плач и скрежет зубов».

Итак, из двух вариантов (верить – не верить) лучше выбрать верить! Ничего не утратишь, зато выигрыш может стать невообразимым. Это говорит банальный математический расчёт.

Так Блез Паскаль показал, что отсутствие Бога наука доказать не в силах. Наука и вера не противоречат друг другу, а могут лишь друг друга подкреплять. Поэтому вопрос: мешает ли наука верить? – сходен с вопросами: можно ли кухонным ножом убить? можно ли микроскопом колоть орехи? Всё это возможно при жизненном векторе, направленном не туда. Разум, как счётная машинка, будет послушно проводить вычисления как в безгрешных, так и в греховных схемах. Важно, чтобы разум был управляем сердцем, у которого (по Паскалю) своя собственная логика. И важно, чтобы это сердце молилось и стремилось к Богу.

Таисия Подмарёва