ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ

="Версия
Главная > ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ > О духовной жизни > О посте >

Чтобы прийти в себя.

 

4 июня – начало Петрова поста

«…пост должен быть внутренний. Он труднее внешнего, поэтому люди и предпочитают внешний». Игумен Никон (Воробьёв).

Спустя неделю после дня Святой Троицы наступает Апостольский пост. В этом году Петров пост продлится 38 дней, почти как Рождественский, и закончится, как обычно, 12 июля – в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
 
Петр и ПавелСлужители Божии.

Святые апостолы, воочию видевшие Господа Иисуса Христа, занимают особое место в Церкви: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей Таин Божиих» (1 Кор. 4: 1)
.
Из Священного Писания и Священного Предания мы знаем, что после сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы святые апостолы по жребию отправились на проповедь Евангелия по всему миру. Простые рыбаки из Галилеи получили необыкновенные дары Святого Духа: духовную мудрость, дар исцеления болящих, изгнания злых духов и воскрешения мёртвых, дар вещания на разных языках и наречиях и другие дары.
 
Так, святой апостол Андрей проповедовал Слово Божие и утверждал христианские церкви в Греции и Македонии, Болгарии и Турции, в Крыму. Достигнув берегов Днепра, он основал «колыбель городов русских» – Киев. Святой апостол Фома нёс благую весть и основывал церкви в Сирии, Иране, Персии, Армении и Индии. Апостол Матфей благовествовал в Персии, Индии, затем в Африке, основав Эфиопскую церковь. Великий проповедник Слова Божия, святой апостол Петр прошёл всё побережье Средиземного моря кругом, основав немало церквей и рукополагая священство. Сирия, Ирак, Турция, Греция, Македония, Сицилия, Италия, Испания, Англия, Тунис, Египет – неполный перечень стран, которые посетил апостол Петр. Другой проповедник Евангелия, апостол Павел, также не единожды прошёл все страны Средиземноморья от Палестины до берегов Испании, обращая к вере Христовой язычников. С великой ревностью старались о распространении благой вести и другие апостолы, и почти все запечатлели свою веру мученической кончиной. Труды их не прошли даром. Во всём древнем мире утвердилась Церковь Христова, которая была, есть и будет до скончания века, «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18).

Важный критерий.

 «Мирный дух является критерием подлинности жизни во Христе. Никакое внешне христианское делание не является таковым, если оно не сопровождается утверждением мира, гармонией и духовной радостью о Господе.

Смирение не является таковым, если ему сопутствует болезненное внимание к реакции окружающих. Умерщвление плоти не душеспасительно, если сопровождается раздражением на ближних. Труды милосердия не приближают к Богу, если требуют благодарности. Молитвенность не возвышает душу, если не порождает любовь. И так далее. Именно в этом контексте понятны слова преподобного Серафима Саровского, отождествляющие стяжание духа мирна и Духа Свята».

Протоиерей Михаил Шполянский.

В память о святом подвиге.

Петров постЦерковь призывает нас к Апостольскому посту для того, чтобы мы воздержанием и молитвой почтили труды учеников Спасителя по созданию христианской Церкви, приобщились к их проповеди, к их святой жизни. Пост и молитва – это та жертва, которую может принести всякий православный человек.
 
С древности известно, что пища может как поддерживать силы, так и препятствовать нашей деятельности. Еда способна всё больше привлекать к себе внимание, порабощать желудок и разум, а значит – склонять душу к земному и тленному. Когда живот полон, ум становится ленив, а сердце грубеет. Не зря в народе говорят: «Сытое брюхо к молитве глухо».
 
Путь духовной жизни предполагает победу над своими плотскими страстями через преодоление нашей чувственной зависимости. Во время Петрова поста мы ограничиваем себя в употреблении пищи животного происхождения (мясных и молочных продуктов), кондитерских изделий, алкоголя, а также храним меру в самой величине еды. В отношении мирян сложилась традиция отказываться от вкушения рыбы по средам и пятницам в течение всего Петрова поста. Монастырский устав предполагает более строгие ограничения в рыбе и отказ от растительного масла в некоторые дни. В этом случае рыбу вкушают (помимо субботних и воскресных дней) в дни празднования святых, которым полагается полиелейная служба. Кроме того, если в среду или пятницу празднуется память святого храма или святого, которому положено «всенощное бдение», употребление рыбы также разрешается.
 
Но не только в пище мы ограничиваем себя в дни поста. Пост – это ограничение себя во всём, что приземляет духовно-нравственные устремления человека, что удаляет его от Бога. Вот почему в дни поста мы стараемся воздерживаться от легкомысленных развлечений и излишних житейских забот, понуждаем себя поменьше думать о суетных, бытовых мелочах, больше размышлять о смысле христианской жизни, избегать осуждения. Важно бояться оскорбить ближнего, ибо легче примириться с Богом, нежели с ближним. Другими словами, в дни поста мы должны успокоиться и прийти в себя. Увидеть свои немощи и осознать великую личную нужду в Спасителе. Только тогда наш пост станет правильным!

Валерий Шишкин