ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ

="Версия
Главная > ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ > О духовной жизни > О посте >

Чтобы ожила душа.

 

С 12 июня у православных христиан наступает время поста, которое продлится до 12 июля – дня памяти апостолов Петра и Павла.

Установление поста

Святые Петр и ПавелПетропавловский, или Апостольский, пост был установлен Церковью в память первоверховных апостолов Петра и Павла. А поскольку слово «Петропавловский» довольно длинное, то в народе этот пост стал называться просто и сокращённо – Петровым.

Святые апостолы после принятия Святого Духа в день Пятидесятницы постом и молитвой готовили себя к всемирной проповеди Евангелия: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла (Павла) на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их» (Деян. 13: 2-3).

Традиция поститься по примеру апостолов укоренилась в Церкви в IV в., о чём свидетельствуют Постановления Апостольские (380 г.): «Отпраздновав пятидесятницу, празднуйте одну седмицу; а после нее одну седмицу поститесь; ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления. После же этой седмицы пощения повелеваем вам поститься во всякую среду и пятницу, а остаток от пощения своего раздавать нищим» (Кн.5: 20).

Петров пост, учитывая это Апостольское Постановление, всегда начинается через неделю после дня Святой Троицы. Заканчивается он в день святых апостолов Петра и Павла – 12 июля, когда Церковь воспевает «Петрову твердость и Павлов разум». В зависимости от того, когда совершается праздник Святой Троицы (который, в свою очередь, определяется днём празднования Святой Пасхи), продолжительность Петрова поста может быть различной – от 8 до 42 дней.

Главная цель

Петров пост менее строг, чем Святая Четыредесятница: практически во все дни, кроме среды и пятницы, можно вкушать рыбу. Но пост заключается не только в воздержании от мясной и молочной пищи. Смысл его в том, чтобы воздерживаться от всего, что удаляет нас от Бога, от того, что мешает духовной жизни. И все мы на самом деле хорошо знаем, что именно нам мешает, у каждого есть свои «препоны». Для одного это – склонность к чревоугодию, для другого – пьянство, для третьего – привычка к осуждению, для четвёртого – самолюбие, гордость и т.д. Вот на эти личные препятствия и нужно обратить особое внимание, определить собственное поле борьбы.

Наша цель не просто соблюсти определённые церковным уставом правила, воздержание в пище. Наша цель – приблизиться к Богу, войти в живое, покаянное, но и радостное общение с Ним. И реальная радость такого общения с лихвой покрывает все тяготы поста. Не зря ведь Господь говорит: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11: 30).

Ради сердечного сокрушения, ради чувства живого присутствия Божия стоит хоть немного себя смирить. И туга, скука, пустота сердечная, происходящие поначалу от такого смирения, свидетельствуют лишь о рабстве души, о её покорности плоти. Нам же, как истинным христианам, нужно постараться покорить свою плоть, подчинить её духу, напитать Словом Божьим, наполнить молитвой, очиститься в Таинстве Покаяния, приобщиться Тела и Крови Христовой… И душа преобразится, возрадуется, оживёт.

Пост – время покаяния. И не случайно во главе апостольского лика стоят именно те, кто явил на своём личном примере силу покаяния: Пётр, любивший Христа, но предавший Его из малодушия и затем, несмотря на полученное прощение, горько каявшийся в этом до конца своей жизни, и Павел – «досадитель и гонитель Церкви», преследовавший христиан с самозабвенной яростью отпетого праведника, но вразумлённый Христом, прощённый Им и послуживший делу распространения Церкви более других учеников.

Призыв к покаянию – не обвинение, но ободрение, укрепление на спасительном пути, а пример святых апостолов Петра и Павла показывает, что все нуждаются в покаянии: и те, кто с детства ходит в храм, и те, кто к вере пришёл из неверия, а может, даже был когда-то сознательным (или стихийным) богоборцем. Все грешны, но и помилованы все, и «спасены в надежде» (Рим. 8: 24). В надежде, потому что Жертва принесена за всех, но лишь некоторые отзываются на спасительный призыв и идут путём покаяния, путём молитвы и поста.

Валерий Шишкин